информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Философия / Разное /

Вюрцбургская психологическая школа (О. Кюльпе)

Метод исследования – систематическое экспериментальное самонаблюдение. Испытуемый должен был описать весь процесс умственной деятельности, иногда его прерывали на каком-то этапе решения. Использовалось также сообщение испытуемого непосредственно после окончания опыта. Полученные данные рассматривались как достоверное и адекватное описание хода мышления в процессе решения задачи.

Главное внимание не на результатах, а на мыслительный процесс. Отвергалось мнение Вундта, что с помощью эксперимента нельзя изучать мышление. Эксперименты школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые обычно не осознает.

Оказалось, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты. Принятые же решения (акт суждения) – особый процесс, имеющий неизвестную психологам детерминацию. В дальнейшем, в поисках новых детерминант, вюрбургская школа вышла за пределы принятой тогда экспериментальной модели. Введена была еще одна переменная – состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Дальнейшие исследования школы привели к введению в психологию мышления таких переменных как установка (мотивационная переменная, возникающая при принятии задач), задача (цель, от которой исходят детерминирующие тенденции), процесс (смена поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность), несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы). Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко, значение умственного образа, значение ситуации в целом. 

Распространялся эксперимент для изучения высших психических процессов. Мышление представляет собой процесс, не сводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе от установки, возникающей при принятии решения.

Просмотров: 1207 | Дата добавления: 09.02.2016