информационно-новостной портал
Главная / Статьи / История / Разное /

О кампаниях ненависти и дезинформации в России?!

Е. Помяновский в своей статье "К истории дезинформа­ции" ("Новая Польша", № 5/2005) призывает преодолеть дез­информацию в польско-российских отношениях. В качестве основного метода борьбы с ней Е. Помяновский предлага­ет "личные свидетельства и яркие примеры". Согласимся с этим предложением, но не забудем, что при желании и из библейских примеров можно сделать пособие для начинаю­щего террориста. (373)


К сожалению, в статье Е. Помяновского под видом развен­чания одной дезинформации предлагается другая. Прежде все­го это касается кампаний "возбуждения у русских ненависти к Польше и полякам" и "дезинформации, имеющей целью из­гладить из памяти русских хатынское преступление", которые, по мнению редактора "Новой Польши", якобы актив­но проводятся в России.

Подобное заявление свидетельствует о том, что уважае­мый редактор плохо представляет современное отношение россиян к Польше. наиболее точно это отношение харак­теризует высказывание, размещенное на сайте "российско-польские отношения" в Интернете: "Самое удивительное в современных российско-польских отношениях - это почти полное исчезновение Польши из сознания россиян". В целом ситуацию в российском обществе очень точно охарактеризо­вала певица Вика Цыганова в своем интервью "Новой газе­те": "Сегодня нас больше должны беспокоить не враги из­вне, а разложение нашего народа".

В советское время ситуация была кардинально другая. Польша была одним из самых популярных в Советском Союзе социалистических государств. В советском обществе царили массовые полонофильские настроения не только в области культуры, но и в политике. Фильмы Ежи Гофмана, Анджея Вайды, польская эстрада, невероятной популярности "Кабачок 13 стульев", Барбара Брыльска, Анна Герман, любимцы совет­ских женщин Збигнев Цибульский и Даниэль Ольбрыхский - все это свидетельствовало об искренних симпатиях к Польше. Среди советской интеллигенции было немало сторонников польской "Солидарности".

И вдруг после обретения Польшей желанной свободы, после ухода с российской политической арены коммунистов, в период, когда президент Ельцин фактически признал и по­каялся за все российские грехи, когда польско-русские отно­шения можно было начать с чистого листа, граждане России на территории Польши оказались фактически вне закона. Десятки случаев насилия над россиянами не получали долж­ной оценки со стороны польских властей.

Достаточно вспомнить, как в 1994 г. на варшавском вокза­ле российских граждан, следовавших в поезде № 15 "Москва-Брюссель", ограбили. Подобное бывало и раньше, но в этот раз обобрали до нитки. Однако, когда пассажиры обратились в по­лицию, там их избили под крики: "Ты, русская свинья!" - и аре­стовали. Польское правительство выразило сожаление, но не из­винилось. Тогдашний премьер-министр России Черномырдин в связи с этим отменил свой визит в Польшу.

Польша оказалась единственной страной Европы, где пы­тались громить российское консульство. Поляки неизменно занимали враждебную России позицию в международных ор­ганизациях. Такое развитие событий вначале вызывало у боль­шинства россиян недоумение, сменившееся впоследствии от­чуждением.

Проводимые после 1991 г. российской властью реформы, поставили перед большинством россиян проблему выжива­ния, и российско-польские отношения ушли на задний план. Большинство россиян сегодня волнуют не русско-польские от­ношения, а отношения с властью, которая ставит их на грань выживания. Поэтому говорить о какой-то целенаправленной кампании возбуждения ненависти к полякам смешно и гру­стно. Для кого и среди кого?

Если уважаемого пана Помяновского по-настоящему ин­тересуют польско-российские отношения, то он должен был бы заметить, что все российские публикации по данной теме являются, как правило, ответом на польские публикации или недружественные акции. Даже безобразная ситуация с избие­нием в Москве польских дипломатов была, вероятно, предпри­нята некими хулиганствующими одиночными "мстителями" в ответ на избиение русских юношей в Варшаве.

В нагнетании напряженности в польско-российских отно­шениях инициатором в большинстве случаев является поль­ская сторона. Хотя нередко предвзятостью грешит и россий­ская сторона. Летом 2005 года российские СМИ сообщили, что президент Польши А. Квасьневский заявил, что Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной. Это вызвало край­не негативную реакцию на всех уровнях. На самом деле было (375) сказано: "Америка считает, что Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной".

Этот пример свидетельствует о том, что российско-поль­ские взаимоотношения постоянно балансируют на "грани", и каждый необдуманный шаг или заявление может привес­ти к конфликту. Тем не менее полномочный министр-совет­ник посольства Польши в России Мариан Орликовски за­являет в своем интервью "Политическому журналу" (№ 33. 10 октября 2005 г.), что на выборах "... Россия почти не обсуж­далась. О России говорили только в связи с определенными событиями, например, в связи с избиением польских дипло­матов в Москве... Это абсолютная ложь, что есть анти­российские настроения в Польше".

Прекрасно, если это так. Очень хотелось бы. но как быть с результатами соцопросов, публикуемых в польских газетах, согласно которым более половины поляков отрицательно от­носятся к русским. Хотелось бы, конечно, больше верить за­явлениям директора Славянского центра культуры в Варшаве Яна Заброцкого о том, что в центр приходит все больше сту­дентов, интересующихся русским языком и культурой (Труд-7, 13 октября 2005 г.).

Вместе с тем как расценивать крайне резкие предвы­борные антироссийские заявления Л. Качиньского? Не гово­ря уже о том, что по любому поводу и без оного в офици­альных польских печатных изданиях появляются материалы антироссийской направленности. Ведь не случайно лауреат Нобелевской премии, известный польский поэт и публицист Чеслав Милош признает, что "поляки и русские друг друга не любят" ("Новая Польша", № 7, 2001).

Даже российско-германское соглашение о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря от Выборга до Германии оценивается польскими полити­ками как "антипольская акция, фактически новый пакт Путина-Шредера".

В свое время известная польская актриса Б. Тышкевич, вероятно, выразила сокровенное желание некоторых поля­ков о том, что Польше лучше было бы находиться подальше от России. но при этом большинство польских полити­ков хотели бы быть поближе к ее газу, получать прибыли от транзита этого газа и при необходимости шантажировать Россию угрозами "закрыть вентиль". Это сегодня пытается делать Украина. Получается странно: проходит российский газопровод по Польше - плохо, не проходит - тоже плохо.

Можно понять беспокойство Польши и стран Балтии по поводу возможной экологической катастрофы, связан­ной с захоронениями на дне Балтийского моря боеприпасов с отравляющими веществами. Эта проблема известна давно. Ранее она замалчивалась (даже в Хелкоме, межгосударствен­ной структуре, занимающейся экологией Балтийского регио­на, эта тема неофициально закрыта), хотя давно было ясно, что дело движется к экологической катастрофе, так как стен­ки контейнеров и снарядов находятся в критическом состоя­нии и рано или поздно разрушатся, даже без строительства газопровода.

В настоящее время, благодаря уже начатому строитель­ству Североевропейского (Балтийского) газопровода, России и европейским странам придется непосредственно заняться этой проблемой (Новая газета, № 84, 2005 г.). Учитывая, что в ноябре 2005 года был принят в эксплуатацию более сложный в техническом отношении газопровод "Голубой поток", проложенный по дну Черного моря, строительство балтийского газопровода со всеми экологическими предосторожностями, выглядит достаточно оптимистично. Но польским политикам и это не нравится. Панове, надо как-то определяться с пози­цией в отношениях с Россией - что хорошо, а что плохо!

Возникает вопрос: почему на искренние симпатии и ду­шевные порывы россиян поляки, как правило, отвечают пло­хо скрываемой ненавистью? Почему русско-польские отноше­ния многими польскими политиками и историками рассмат­ривается как бесконечная череда преступных российских и советских акций, направленных против Польши? Хотя, как свидетельствуют факты и исторические документы, позиция и действия России по отношению к Польше во многих случа­ях были достаточно лояльными и доброжелательными. (377)

С горечью надо признать, что проблема непростых отно­шений России со своими соседями во многом кроется в ней самой. не хотят наши бывшие друзья жить так, как мы. Во многих случаях Россия пытается навязать свое мироощуще­ние соседям, что вызывает у них негативную реакцию. Более того, трудно уважать страну, которая, обладая огромными природными богатствами, не может обеспечить достойную жизнь своим гражданам. За рубежом ни для кого не секрет, что россияне живут в условиях все усиливающейся затяжной бедности. И когда Россия стремится вовлечь в свою орбиту соседей, у них создается впечатление, что им вольно или не­вольно Россия предлагает свои стандарты жизни, с чем они категорически не согласны.

Многие из наших соседей не воспринимают, что Россия постоянно хочет кого-то спасать, помогать, но делает это край­не неуклюже и неумело. При этом Россия не умеет защищать своих сторонников и собственные интересы и поэтому теряет своих союзников. В результате получается как в семье: как бы ни любила жена мужа, но если он не может обеспечить дос­тойную жизнь и защиту семье, она, в конце концов, уходит к другому. Так ушли и уходят наши соседи, наши бывшие дру­зья по Советскому Союзу и Варшавскому Договору. Не сде­лаем выводы, не наладим в России достойную жизнь каждо­му человеку, не научимся защищать свои интересы и инте­ресы своих граждан, ценить своих союзников, останемся, в конце концов, одни.

Убежав из объятий советского "старшего брата", боль­шинство наших союзников стремится найти такие же объя­тия у "богатых" американцев. Однако американцы - большие прагматики. Бывшие союзники СССР их интересуют лишь в контексте сдерживания России. Надо помнить о судьбе Заира и его президента Мобуту, которые подкармливались США до тех пор, пока в ряде африканских государств с симпатией от­носились к социалистическим идеям. Как только с социализ­мом в Африке было покончено, Заир был брошен на произ­вол судьбы. Сложно назвать страну, которой Америка беско­рыстно помогла.

Однако вернемся к российско-польским отношениям и к кампании "возбуждения у русских ненависти к Польше". Польская сторона в качестве аргумента ссылается на введе­ние в России в 2005 г. Праздника примирения и согласия, при­уроченного к изгнанию из Москвы польских захватчиков в 1612 г. Действительно, в этой связи польская тема одно вре­мя доминировала в российских СМИ. И дело здесь не только в Польше. Российская Дума в очередной раз намудрила, же­лая дистанцироваться от "большевистского" праздника 7 но­ября. Если быть точными, окончательная сдача польских интервентов, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен со стен Кремля состоялись не 4 ноября 1612 г., а 7 но­ября. Но для депутатов Госдумы это не важно. Главное, уйти от ненавистной даты.

За период смутного времени поляки принесли немало горя на русскую землю. Они пришли на Русь, пользуясь раз­дором в русском боярстве и народе. Польское высокомерное господство поставило Россию на грань уничтожения и заста­вило русских осознать себя единой нацией, способной орга­низоваться и освободить себя. Что и произошло в Нижнем Новгороде, когда люди жертвовали последнее на создание на­родного ополчения. Эти дни славны тем, что русские осозна­ли себя едиными и заложили основы будущего российского великого государства. Это, прежде всего, праздник победы россиян над своими раздорами и гордынями, а уж потом по­беды над поляками. Так что в какой-то мере мы должны быть благодарны полякам, как был благодарен шведам Петр I.

Бессмысленно и кощунственно противопоставлять 4 но­ября (1612 г.) - 7 ноября (1917г.). Советский период нашей жизни был непростым. но он был богат на великие сверше­ния, которые были осуществлены после революции: индуст­риализацию, победу над нацизмом, полеты в космос, соци­альную защищенность и, главное, причастность к тому, что живешь в великой стране. Возможно возражение. Что празд­новать, если "великая страна и великие свершения" канули в Лету? Но осталась память миллионов, во имя которой сле­довало бы сохранить дату. (379)

Все мы из истории, которую творили наши предки, и переписывать ее - неблагодарное занятие. Тем более что у России сегодня существует масса других, более важных про­блем, нежели замена праздников.

Просмотров: 880 | Дата добавления: 09.02.2016