Цели в м. Миссия орг: суть и созд. Кач и колич цели. Треб к целям, Реализац.
Цель м –желаемое сост, результат, кот необходимо получить по определенным причинам, за счет выполнения определенной деят-и (управленческой, производ и т.д.).
Источниками целей явл: 1. задания, требования, законы и т.п.; 2. субъективные желания людей и групп людей.
В м. цель выполняет сл. функции: 1. явл. катализатором деят, она «запускает» деят-ность; 2. указующая ф-я: цель определяет направл деят.; 3. представительская; 4. мотивационная: достижение цели обычно улучшает какие-либо параметры орг-ии (улучшение кач-ва, увеличение выручки, прибыли…); 5. контрольная: реализация цели позволяет контролировать деят с т.з. приближения к цели или отклонения от нее.
Эффективная цель должна отвечать следующим требованиям:
1)соответствовать сист ценностей, принятых в орг; 2)обеспечиваться адекватными средствами; 3)не противоречить целям высшего порядка; 4)быть осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эф-ность с учетом возможных побочных эф-тов; 6)формулироваться доступно, ясно, кратко, однозначно пониматься; 7) слож цели д.б. структурированы и образов дерево целей, отвечающих треб эф-ности.
В цели выделяется 2 части: 1. неизменяемая часть, кот. отражает сущность цели; 2. измен часть, кот. связана с методами достижения цели и с некоторыми ее хар-ками.
В практике use 2 варианта формирования целей:
1. «Сверху-вниз». Здесь формируется сначала осн. базовая цель орг-ии в целом и далее трансформируется в цели отдельных подразделений и исполнителей. Такой подход отражает структуру сист. упр-ия и обеспечивает общее единство целей всей орг. Появляется возможность формирования не выполнимой цели, когда верхний уровень управления не в полной мере учитывает возможности исполнителей. Цели устанавливаемые подразделениям и исполнителям могут представляться как «навязанные» цели. Что вызывает психологическое сопротивление.
2. «Снизу-вверх». В начале формируются цели исполнителей, которые учитывают их реальные возможности, далее они группируются в цели подразделений, а затем и орг-ии в целом. Такой подход преодолевает недостатки первого варианта. Получаемая цель орг-ии носит относительно заниженный характер. Кроме того, таким способом нельзя сформировать цели радикального изменения орг.
Миссия имеет два основных смысловых значения:
· миссия в широком смысле слова: предназначение орг, смысл ее существования, философия ее функционирования и существования. Такое понимание определяет все существование фирмы, но не обеспечивает достаточной конкретности для деят-сти.
· Миссия в узком смысле слова: отражает осн-ую глобальную цель фирмы, которую она реализует в данный стратегич. промежуток времени, т.о. миссия отражает специфику данного промежутка t и деят-сти, кот фирма предполагает осуществить.
На основе миссии формируют остальные, конкретные цели, вырабатывают стратегии, распределяют ресурсы, организуют текущую деятельность руководителей.