Концептуальный подход к понятию личность как основа типологии индивидуально-личностных свойств
Традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально-желательной модели, обезличивает индивидуальность. Лишь теоретически мы можем отграничить конституциональные особенности человека, его темперамент и характер от социально привитых установок. Трудно с абсолютной точностью решить, когда впервые мы можем говорить о проявлении некоторых устойчивых личностных свойств и о полностью сформированной личности. Более корректным является целостный подход к пониманию личности как конструкта, включающего в себя биологическую базу в качестве основы, на которой развиваются более высокие уровни человеческой психики. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и усваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими.
Согласно разработанной автором данного практического руководства теории ведущих тенденций эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире и ее трансформации в мысли, переживания и поступки человека лежат те две-три тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и характерологическую структуру, и наиболее высокие уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека. В связи с этим целесообразно использовать впервые введенное автором понятие «ведущая тенденция». Оно более емкое и динамичное, чем понятия «черта», «свойство», «состояние». Объединяя все эти категории, оно определяет направление трансформации личности в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.
Личность — это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ восприятия, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Личность — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости это делает структуру личности адаптивной и устойчивой к стрессу. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира.
Ведущая индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности — от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальные особенности мотивационных, познавательных, эмоциональных и коммуникативных аспектов человеческой психики, и основное направление социальной активности, проявляющееся во влечении индивида к одним сферам общения и ценностям и в интуитивном отталкивании от других. Словом, это — сквозная устойчивая личностная характеристика, которая проявляется на всех этапах развития личности и на всех уровнях самосознания.
Интеграция личности в единое целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в котором движется личность в процессе самосовершенствования. Самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, что в психиатрии обозначается как критичность. Ведущие тенденции, составляющие первичную базу в виде конституции, темперамента и характера человека, постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства. Если на каждом этапе формирования личности эти свойства называют по-разному, это вносит путаницу в терминологию и усложняет понимание целостного портрета личности. Если же условиться трактовать личностный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появится тот единый стержень, та сквозная характеристика, которая придает индивидуальный стиль всем личностным аспектам на разных уровнях. Тогда базовые характеристики темперамента или характера, выявленные при помощи соответствующих тестов, найдут свое продолжение в личностных особенностях, выявленных другими методиками, которые обращены к более высоким уровням развития личности. Если социально привитые установки определяют внешние атрибуты поведения, фасад личности, то именно ведущие тенденции лежат в основе непредсказуемых форм реагирования в состоянии стресса; будучи своевременно выявленными, ведущие тенденции подсказывают как место «прорыва» неадекватных реакций, так и варианты возможного усиления контроля данной конкретной личности и овладения ситуацией под влиянием психотерапии.
Исследования показали также, что каждый человек обладает определенным диапазоном колебаний (изменчивости) личностных свойств, то есть имеются границы, в пределах которых различные характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет этих колебаний возможна определенная «амортизация», смягчающая трудности приспособления человека к меняющимся условиям окружающей его среды. Нормой следует считать не нулевую степень выраженности тех или иных типологических проявлений, а умеренную выраженность всех тенденций, но при этом каждая из них уравновешивается антитенденцией, то есть полярным качеством. Таким образом, обеспечивается баланс, нормальное равновесие. Невротические расстройства представляют собой нарушение этого равновесия и выражаются в клинически заостренных типологических чертах, которые звучат уже как болезненные проявления — симптомы.