информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Менеджмент / Разное /

Осн. классич и совр. школы м-та. Практика use теорет. подходов в м-те.

Основные школы м.:

В кон19-20 вв. возросли масштабы пр-ва, появились крупные предп. со сложн структурами, возросла роль квалифиц работн, повысились требования к эффективности деят. Это определило необходимость научного подхода к упр-ию, т.е. учета при упр-ии сущности, особенностей объектов и субъектов упр-ия.

Шк научного упр-ия (1885-1920) связана с работами Тейлора, Эмерсона, Г.Форда и т.д. Она реш 1у из осн задач упр-ия: формирование эффективного работника. Были определены и реализованы следующие научные идеи:

1.Нормирование труда; ,2. Научная орг-ия труда: создание наиболее эффективных условий труда.; 3. Орг-ия производственного обучения; 4. Эффективная мотивация работника: было предложено установить зависимость оплаты труда от реальных результатов, полученных работником: производительности труда (прогрессивная оплата труда).

Эмерсон продолжил идеи Тейлора, сформулировал 12 принципов производительности. Он отметил значимость дисциплины, письменных инструкций, поощрения, целеполагания и т.д. Г.Форд реализовал идеи данной школы на предприятиях. Нормирование и орг-ия труда нашли выражение в форме поточных линий. Одним из достижений была идея высокой оплаты труда эффективных работников. Существенный вклад в развитие научной шк. сделали и российские ученые: Гастев, Кеженцев, Ерманский и т.д. В 20-е гг. они проводили исследования в области научной орг труда.

Административная (классическая) шк в упр-ии (1920-50) А.Файоль и др. По мере развития промыш, усложнения продукции, усиления конкуренции была выявлена недостаточность идей науч. упр-ия для эффективного упр-ия. Осн. идея: для эффективной деятельности необходима эффективная орг-ия с эффективным упр-ем.

Шк чел отношений (1930-50) Мейо. По мере развития пр-ва, усложнения продукции, усиления конкуренции, повышения требований к кач-ву продукции, возрастает цена ошибки. Все это привело к пониманию роли чел-го фактора.

В дальнейшем (50-60-е гг. ХХв.) «чел-ий подход» был развит в поведенческих науках. Осн. упор сделан на исследование факторов, влияющих на поведение на ч-ка, в частности, факторов врожденного характера.

А. Маслоу определил существенное влияние на поведение работников их потребности и, прежде всего, неудовлетворенных потребностей. (физиологические, безопасности, социальные, признание и самоутверждение, самовыражение)

Марк Грегор (1906-1964) выделил два типа людей: тип Х и тип У.

Тип Х: люди, кот. не желают работать, избегают ответственности и лишь угроза наказания заставляет их выполнять работу. Эф-ное упр-ие заключается в четких конкретных заданиях, активном use наказания.

Тип У: труд для них– потребность, как и отдых, они стремятся к ответственности, и проявляют инициативу, их стимулирует не только матер. вознаграждение, но и духовное удовлет. Эф-ное упр-ие предполагает самостоятельность людей, обеспечение их хор. творческой работы.

Японский ученый Оучи ввел понятие «человек типа Z».

Тип Z: в одних условиях (интересная работа, хорошая оплата, эффективный руководитель и т.д.) эти люди выступают типом У, в противоположных условиях – типом Х.

Поведенческие науки use во всех сферах деятельности менеджера, в частности, в действиях, в процессе коммуникации, при разрешении конфликтов.

Сегодня все шк не исчезли, развиваются на новой основе. Появляются совр. научные подходы (подход с т.з. хаоса и порядка).

Характерной чертой совр м-та явл. его принципиальные отлич от класс-ого упр. Отличия касаются способов обеспечения эф-сти. В нем смещены приоритеты факторов эф-сти в сторону отхода от теории рациональной бюрократии, которая  признается одним из величайших достижений чел-ва в области построения и функционирования совр орг-ий, реализующих различ цели в разных сферах совместной деят людей. Теория и практика м-та не считает, что эф-ое упр-ие орг-ей определяется гл. образом такими факторами как рационал орг-ия пр-ва и развитая специализация; жесткое регламентирование функц обязанностей перс и контроль за их выполнением; снижение издержек пр-ва и use авторитарно-эксплуатирующего стиля упр-ия, снижающего активность и творчество перс. Вместо названных факторов эф-сти м-та приоритетными признаются, гибкость сис упр-ия;  адаптивность к усл внеш среды, кот в усл рыночного хозяйствования определяет стратегию и тактику орг; ориентация на соц аспекты, связанные с жизнедеятельностью перс и полное use его интеллекта.

Просмотров: 527 | Дата добавления: 08.02.2016