информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Политология / Разное /

Форма правления, форма гос. устройства, политико-правовой режим государства

Форма правления – порядок формирования и организации высших органов государственной власти. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Св-ва монархии: пожиз-ое пользование вл-ю главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответ-ть монарха. Абсолютная монархия: полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. Дуалистическая монархия: существует формально-юридическое разделение гос-ой власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента, который в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия: статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Зак-ая власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое ответственно перед парламентом. Разновидностью ограниченной монархии является выборная монархия. Выборные монархии сочетают в себя элементы монархии и республики. Республика – такая форма правления, при которой верховная гос-ая власть осущ-ся выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Юр-ие признаки республики: выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ой власти не по собственному праву, а по поручению народа; юр-ая ответст-ть главы гос-ва в случаях предусм-ых законом; обязательность решений верховной гос-ой власти для всех других гос-ых органов; преимущественная защита интересов граждан гос-ва, взаимная ответственность личности и государства т.д. Парламентарная республика: верховенство парламента в организации гос-ой жизни страны. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство уполномочено осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. Главной функцией парламента является законодат-ая деятельность и контроль за исполнением властью, разработка и утверждение гос-го бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Глава государства – президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Формально глава гос-ва обладает большими полномочиями, но на практике не оказывает столь знач-го влияния на осущ-ие государственной власти. Президентская республика: в ней президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правительства. Юр признаки: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; правительство формирует президент; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент в случае грубого нарушения конституции может возбудить против президента процесс против его отстранения от власти (импичмент); президент явл. верховным главнокомандующим и т.д. Смешанная (полупрезидентская) республика: сочетает в себе основные черты обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики, черт. В данном типе отсутствует прямая юр-ая связь между президентом и правительством. В конституции закреплена возм-ть роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возн-ия непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом. Республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов гос-ой власти. Под формой гос-го устройства понимают национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами гос-ой власти. Унитарная форма – это единое, цельное, слитное гос-во, составные части которого не обладают какой-либо политической властью. В унитарных гос-ах действует система высших органов власти и управления, одна конституция и единая система зак-ва, единая денежная система и общая налоговая и кредитная политика, одно гражданство и единые вооруженные силы. Федеративное государство – его составные части именуемые субъектами федерации обладают некоторой пол-кой самостоятельностью, обладают гос-ым суверенитетам. Различают автономную и союзную федерации. Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. В федерации существуют общефедеральный органы гос-ой власти, наряду с ними существуют высшие органы гос-ой власти субъектов федерации. Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным НПА или конституцией союзного государства. Конфедерация – объединение или союз государств, при  котором гос-ва, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация, как правило, носит временный характер. и нередко приводит к образованию федерации или распадается Под гос-ым режимом понимается совокупность способов и методов осуществления гос-ой власти. Политический режим – понятие включает в себя не только методы гос-го властвования, но и характерные способы деятельности негос-ых политических организаций. Политических режимов существует много, поскольку на разновидность из оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, характер зак-ва, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка многие другие. Например, в капиталистических государствах – буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистсткий; в современных государствах – авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаментальный и режим правовой демократии. Вышеуказанные политические режимы можно свести к двум разновидностям – демократическому и антидемократическому. Демократический режим: плюрализм в общественно-политическое жизни, реализация в практике гос-го строительства принципа разделения властей, защита личности от произвола, беззакония, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, демократический режим создает эффективный механизм прямого воздействия населения страны на характер гос-ой власти через избирательную систему, предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности, данные режимы базируются на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества. Содержательная сторона антидемократических режимов отличается прежде всего следующим: господство одной политической партии или движения, существование одной официальной идеалогии, одной формы собственности (гос-ой), сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод, низкий экономический уровень народа, акцент на карательные меры и принуждения, агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни.Форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима в совокупности образуют форму государства, то есть это организация (структура) государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением.

Просмотров: 1483 | Дата добавления: 09.02.2016