информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Разное / Разное /

Изучение возможности рационального применения действующих налоговых льгот при ведении бизнеса

Изучение возможности рационального применения действующих налоговых льгот при ведении бизнеса, а также возможностей бухгалтерского учета для формирования учетной политики предприятия. Например, расширение перечня затрат, включаемых в себестоимость продукции; правильное оформление договорных партнерских отношений; выбор методов оценки продукции, производственных запасов, выручки от реализации и др. Однако действующая в РФ система государственной поддержки малых предприятий недостаточно эффективна в части предоставляемых налоговых льгот, чем делает данные субъекты хозяйствования менее конкурентоспособными.

Таким образом, при разработке финансовой стратегии малого бизнеса следует ориентироваться на следующие его особенности:

- преимущественно специализированное производство с учетом возможностей его диверсификации;

- универсализация ресурсной базы предприятия;

- пассивный маркетинг, направленный в основном на оптимизацию сбытовой политики;

- использование интенсивных методов организации производства и кооперации, в том числе франчайзинга, для увеличения объемов бизнеса и максимизации финансовых результатов;

- пассивная политика ценообразования, основанная на рациональном управлении издержками предприятия;

- возможность оптимизации налоговой нагрузки предприятия;

- ограниченность привлечения внешних долевых и долговых инвестиций для развития бизнеса;

- оптимизация размера инвестиционных ресурсов за счет использования механизма арендных и лизинговых отношений;

- высокая степень риска банкротства и ликвидации предприятия, относительно короткий их жизненный цикл.

 

9 июля 2009 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) выпустил новый стандарт МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса (IFRS for Small and Medium-sized Entities), доля которых составляет более 95% всех компаний <1>. Этот стандарт стал результатом интенсивной пятилетней совместной работы КМСФО и компаний малого и среднего бизнеса по всему миру. Это независимый и детальный стандарт, содержащий 230 страниц, был разработан исключительно для нужд и возможностей таких компаний с целью упрощения для них правил бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Рабочая группа экспертов, представляющих компании малого и среднего бизнеса, в составе 40 человек консультировала КМСФО по поводу структуры и содержания стандарта на протяжении всего периода работы над проектом. Первый проект стандарта был опубликован еще в 2007 г., после чего финальный документ претерпел значительные изменения в сторону упрощения. Многие принципы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в отношении признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов были значительно упрощены (например, в отношении финансовых инструментов), темы и вопросы, не имеющие отношения к компаниям малого и среднего бизнеса, были исключены, а количество обязательных раскрытий было значительно сокращено (в целом объем руководства по применению принципов бухгалтерского учета для предприятий малого и среднего бизнеса был сокращен более чем на 85% по сравнению с общими принципами МСФО).

--------------------------------

<1> По данным справочника Организации экономического сотрудничества и развития за 2004 г.

 

В частности, из МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса исключены следующие темы и вопросы:

прибыль на акцию;

промежуточная финансовая отчетность;

сегментная отчетность;

специальный учет для активов, предназначенных для продажи.

Примеры опций, которые существуют в полной версии МСФО, но отсутствуют в МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса, а включают в себя:

опции в отношении финансовых инструментов (включая имеющиеся в наличии для продажи, удерживаемые до погашения и учитываемые по справедливой стоимости);

модель переоценки в отношении основных средств и нематериальных активов;

пропорциональную консолидацию для инвестиций в совместно контролируемые предприятия;

опции в отношении учета государственных грантов и субсидий;

для оценки и признания объектов инвестиционного имущества принимаются к учету различные обстоятельства, нежели просто делается выбор учетной политики между моделью по справедливой стоимости или моделью по фактическим затратам.

Упрощения затронули следующие принципы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в отношении признания и оценки следующих категорий:

1. Финансовые инструменты:

финансовые инструменты, удовлетворяющие определенным критериям, оцениваются по стоимости фактических затрат или амортизированной стоимости; все прочие финансовые инструменты оцениваются по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибылей и убытков;

упрощенные принципы для прекращения признания и отражения;

учет хеджирования упрощен.

2. Гудвилл и иные нематериальные активы с неопределенным сроком использования - всегда амортизируются в течение оцениваемого срока полезного использования (10 лет, если срок оценить невозможно).

3. Инвестиции в ассоциированные компании и совместную деятельность - могут быть оценены по фактическим затратам (кроме случаев, когда существуют публичные рыночные котировки и тогда модель оценки по справедливой стоимости должна быть применена).

4. Расходы на исследования и развитие - должны быть списаны на расходы.

5. Затраты по займам - должны быть списаны на расходы.

6. Основные средства и нематериальные активы - ликвидационная стоимость, срок полезного использования, метод амортизации для объектов основных средств, а также срок полезного использования и метод амортизации для объектов нематериальных активов должны быть пересмотрены, только если есть индикаторы, что они могут измениться с даты последней годовой отчетности (ежегодный пересмотр требуется в соответствии с общими принципами МСФО).

7. Пенсионные планы с установленными выплатами:

стоимость услуг прошлых периодов должна быть отражена сразу в составе прибылей и убытков;

актуарные прибыли и убытки должны быть отражены сразу или в составе прибылей и убытков, или в составе совокупного дохода;

предприятие должно использовать метод прогнозируемой условной единицы для оценки своих пенсионных обязательств с установленными выплатами и соответствующих расходов, только если использование этого метода не повлечет дополнительных затрат и усилий.

8. Налог на прибыль - требования соответствуют принципам, изложенным в проекте стандарта "Налог на прибыль", который КМСФО опубликовал в марте 2009 г.

9. Активы, предназначенные для продажи, - реклассификация не требуется, вместо этого активы, предназначенные для продажи, являются индикатором обесценения.

10. Биологические активы - МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса следует модели "фактические затраты - амортизация - обесценение". Модель справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках требуется, только если справедливая стоимость уже доступна без дополнительных затрат и усилий.

11. Выплаты, основанные на акциях, расчеты по которым производятся долевыми инструментами, - наилучшая оценка директора в отношении справедливой стоимости выплат, основанных на акциях, используется, чтобы определить сумму расходов (если отсутствует рыночная цена).

Термин "предприятия малого и среднего бизнеса" имеет различные значения в разных странах. Определение этого термина в рамках данного стандарта для предприятий малого и среднего бизнеса базируется на отсутствии "общественной подотчетности/ответственности" (public accountability), т.е. к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся предприятия, которые не имеют "общественной подотчетности/ответственности" и публикуют свою финансовую отчетность в общих целях для внешних пользователей (таких как собственники, не вовлеченные в управление, существующие и потенциальные кредиторы, рейтинговые агентства и т.д.). Подразумевается, что предприятие имеет "общественную подотчетность/ответственность", если его долговые или долевые финансовые инструменты торгуются (или готовятся к выпуску) на открытых рынках (включая местные или региональные рынки) или если одним из его основных видов деятельности является доверительное управление активами, т.е. определение предприятий малого и среднего бизнеса базируется не на размерах данных предприятий.

Предприятия, чьи головные компании используют общие принципы МСФО или которые являются консолидируемыми дочерними предприятиями группы, выпускающей консолидированную отчетность в соответствии с общими принципами МСФО, могут использовать МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса для целей подготовки своей отдельной финансовой отчетности, если они удовлетворяют критериям предприятий малого и среднего бизнеса.

Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Статья 7 указанного Закона предусматривает возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

 

1. Настоящие Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - Типовые рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно - правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций) (в дальнейшем - малые предприятия).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями.

Предприятие утратило статус малого. Если малое предприятие решило не применять ПБУ 18/02, это нужно зафиксировать в учетной политике (п. 8 ПБУ 1/98). Здесь нужно помнить, что п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает ограничения для структуры уставного капитала и численности сотрудников малых предприятий. Возьмем предприятие, занимающееся оптовой торговлей. Как только численность ее работников превысит 50 человек, к малому бизнесу она относиться уже не будет, и сразу появится обязанность применять ПБУ 18/02, несмотря на положения учетной политики. В таком случае придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, сложившиеся на начало квартала, в котором предприятие утратило статус малого. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). В дальнейшем ежемесячно в учете надо списывать эти суммы.

Просмотров: 1087 | Дата добавления: 08.02.2016