Первые две части нашей книги были просто анализом и исследованием этих слов апостола Павла. Мы рассмотрели бытие сначала со стороны активности, развития, жизни, затем — со стороны различных проявлений пассивности, умаления и смерти. Достаточно было чуть выйти за пределы внешнего осязаемого облика вещей, чтобы увидеть, как повсюду вокруг нас — и слева, и справа, и позади, и впереди, и под нами, и над нами — пробивается и просвечивается Божественное. Но это Божественное Присутствие не просто обнаружило себя перед нашим взором или рядом с нами. Оно так полно наводнило собой все, и мы сами оказались настолько окружены и пронизаны им, что не осталось места, где нам преклонить колени — разве что в глубине своего сердца.
Божественное осаждает, пропитывает, лепит нас при помощи всех без исключения творений. Мы считали его далеким и недосягаемым, а оказалось, что вся наша жизнь погружена в его пылающие недра. «In eo vivimus...» Поистине, как сказал Иаков, очнувшись от своего сна, мир, этот ощутимый мир, куда мы несли скуку и развязность, годные для суетных мест, есть земля святая, а мы этого не знали1. «Venite, adoremus»2.
Углубимся в недра этой высшей духовной субстанции, омывающей нас своим живым светом. С благоговением перечислим ее свойства, потом попробуем распознать их природу и, наконец, постараемся увидеть, каким образом можем мы все шире раскрывать себя ей навстречу.