информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Саморазвитие / Феномен человека /

Пассивные силы умаления

Примкнуть к Богу, сокрытому во внутренних и внешних силах, питающих наше существование и поддерживающих его развитие, это значит, в конечном счете, открыться и довериться всем веяниям жизни. Мы отвечаем пассивным силам возрастания и «приобщаемся» к ним готовностью действовать. Таким образом, 

желание покориться Богу возвращает нас к приятной обязанности возрастать.

Теперь мы должны рассмотреть безусловно негативную сторону нашей жизни — ту, где наш взгляд, как бы далеко он ни проникал, не видит больше никаких добрых последствий, никаких положительных результатов того, что с нами происходит. Нам относительно легко понять, что Бог проявляет Себя в жизни. Но может ли Бог пребывать в смерти? Вот что нас смущает. Но именно это мы должны суметь принять в самом прямом и простом смысле, иначе мы останемся чужды тому, что есть наиболее христианского в христианских представлениях, и потеряем связь с Богом в одной из самых обширных и чувствительных сторон жизни.

Силы умаления — это область нашей подлинной пассивности. Их число огромно, формы бесконечно разнообразны, воздействие непрерывно. Чтобы наша мысль и ход рассуждения были яснее, мы разделим их на две части соответственно уже рассмотренным нами двум формам сил возрастания: на умаления внутреннего происхождения и на умаления внешнего происхождения.

Силы внешнего умаления — это все наши невезения. Окинем мысленным взором свою жизнь, и мы увидим их на каждом шагу. Вот нас остановила преграда или мы натолкнулись на стену. Вот непреодолимые помехи, а вот на пути встал камень. Вот микроб убивает наше тело, а брошенное невзначай слово отравляет душу. Происшествия, несчастные случаи всякого рода и с разными последствиями — сколько мучительных препятствий (помехи, удары, разлуки, смерти...) возникает между миром «внешних» вещей и миром, который создаем мы сами! И тем не менее, когда град, огонь и разбойники отняли у Иова 

все его имущество и семью, сатана мог еще сказать Богу: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Но коснись плоти его — благословит ли он Тебя?»1. Утрата вещей, можно сказать — это еще не все, так как мы всегда можем надеяться, что вернем их. Но самое страшное — когда мы сами уходим от вещей путем внутреннего необратимого разрушения.

Попросту говоря, силы внутреннего умаления образуют самый темный, совершенно бесполезный осадок нашей жизни. Некоторые из них поджидают нас при появлении на свет — природные недостатки, физическая, умственная или нравственная неполноценность, которыми безжалостно ограничено на всю жизнь поле нашей деятельности, наших удовольствий, нашего зрения. Другие настигают нас позже — внезапные, как несчастный случай, скрытые, как болезнь. Все мы, не сегодня так завтра, осознаем или уже осознали, что какой-то один из этих процессов распада успел начаться в самой сердцевине нашей жизни. То клетки тела отказываются служить нам и начинают разрушаться. То происходит разлад в душе и бунтуют какие-то свойства нашей личности. И тогда мы беспомощно наблюдаем за упадком сил, за противлением, за внутренними терзаниями в той сфере, где уже никто не может нам помочь. Пусть нам даже повезет и мы избежим наиболее опасных форм этих опустошительных набегов, проникающих внутрь нас и безвозвратно губящих силы, свет и любовь, которыми мы живем, но ведь существует иной вид разрушения, медленного, верного и неминуемого — это возраст, старение, миг за мигом отнимающие нас у нас самих и толкающие к концу. Время отодвигает обладание, отрывает от наслаждения, оно превращает всех нас в осужденных на смертную казнь — ход времени имеет над нами страшную власть...

В смерти, как в океане, сольются наши внезапные или постепенные умаления. Смерть — это заключительный акт и 

завершение нашего разрушения: она есть зло — зло чисто физическое, являющееся естественным результатом материальной множественности, в которую мы погружены, но также и нравственное зло, поскольку эта беспорядочная множественность, источник всех противоречий и всякого распада, порождается и в обществе, и в нас самих, когда мы злоупотребляем своей свободой.

Но мы поднимемся над смертью, если откроем в ней Бога. И Божество тут же воцарится в глубине наших душ в самых дальних тайниках нашего сердца, которые, казалось, закрыты для Него.

Здесь, как и в случае «обожения» нашей активности, мы увидим полное соответствие догматов христианской веры и их практического осуществления. Христос победил смерть, не только устранив ее дурные последствия, но и вырвав ее жало. Благодаря Воскресению все, что прежде убивало, может теперь обернуться в нашей жизни благословенным касанием Божественных рук, освящающим воздействием Воли Божией. В любое мгновение, как бы наша ситуация ни была омрачена грехами или какими бы безнадежными ни казались обстоятельства, мы можем, полностью возродившись, исправить мир вокруг себя и благополучно начать жизнь сначала. «Diligentibus Deum omnia convertuntur in bonum»1. Таков факт, не требующий объяснений и не подлежащий обсуждению.

Но и тут, как в том случае, когда речь шла о выяснении смысла человеческого усилия, наш дух стремится обосновать для себя свои надежды, чтобы лучше суметь предаться им.

«Quomodo fiet istud?»2. Это исследование тем более необходимо, что христианская позиция в отношении зла открывает возможность опасных заблуждений. Ложное истолкование христианского смирения и ошибочное понимание христиан

ской отрешенности являются для значительного числа людей главным источником неприязни к Евангелию и вызывают ненависть к нему.

Давайте спросим себя, как, при каких условиях наша видимая смерть, то есть разрушение нашего существования, может послужить установлению вокруг нас Царства Божия и Божественной среды. В этом нам поможет мысленное разделение того процесса, что ведет к преображению наших умалений, на две фазы, или два периода. Первый из них — период борьбы со злом. Второй — период поражения и его преображения.

Просмотров: 1075 | Дата добавления: 09.02.2016