Формационный и цивилизационный подходы в изучении в изучении истории
Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал "общественно-экономические формации". По определению К.Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками". Понятие "формация" Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначены определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимосвязанностью элементов.
С
точки зрения формационного подхода, человечество в своем экономическом развитии
пять основных стадий - формаций: -
первобытнообщинную; - рабовладельческую; - феодальную;
- капиталистическую; -
коммунистическая (капитализм - первая фаза коммунистической формации)
Переход от одной общественно-экономической формации к
другой осуществляется на основе социальной революции.
Революция приводит к смене господствующего класса.
Материалистическая
концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, на протяжении
последних 80 лет была господствующей в исторической науке нашей страны. Сильная
сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она
создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История
человечества представляет как объективный, закономерный, поступательный
процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т.д.
Основной структурной
единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является
цивилизация. Термин "цивилизация" происходит от лат. слова
"civil" - городской, гражданский, государственный. Первоначально
термином "цивилизация" обозначали определенный уровень развития
общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства.
Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации,
является появление городов, письменности, социального расслоения общества,
государственности.
В более широком плане под цивилизацией чаще всего
понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху
Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов,
искусства, науки, философии.
Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным.
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;
2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;
3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;
4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов, регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.