В лекциях по источникам русской истории Бестужев-Рюмин придавал большое значение источникам как самостоятельному объекту изучения, т.е. тому, что впоследствии сложилось в специальную историческую дисциплину и стало называться источниковедением. Он неоднократно высказывал мысль о том, что материалом для историка служат не только исторические факты, описанные в летописях и грамотах, но и сами эти летописи и грамоты, поскольку в них выразились понятия известного времени, что каждый источник важен и по тем сведениям, какие он содержит, и сам по себе по своему внутреннему характеру, что, черпая из источников сведения, необходимо изучать и воззрения писавшего.
Свой метод исследования Бестужев-Рюмин называл критическим изучением источников. Понятие "источник" он неразрывно рассматривал с понятием "историческая критика". Слово "источник" употребляется часто "сбивчиво" и не всегда правильно, говорил он. "Источником будет первоначальное свидетельство очевидца или современника. Только на свидетельстве современников интересующему нас факту или явлению можно основать прочное суждение; только оно может быть названо источником". Бестужев-Рюмин впервые четко сказал об отличии исторического источника от исторического исследования (пособия).
Однако, если по каким-либо причинам не сохранились древнейшие свидетельства, то труд историка, который в свое время располагал этими источниками, сам становится источником. Как пример Бестужев-Рюмин указывал на "Историю Российскую" В.Н.Татищева. Таким образом, Бестужев-Рюмин показывал, что один и тот же памятник может быть и источником и пособием.
Бестужев-Рюмин определял историческую критику как сравнительное изучение текстов, как поверку одного другим. Способы, которыми историческая критика достигает своей цели, бывают различны. Они зависят от вида источника — одни приемы применяются при изучении вещественных памятников, другие — при изучении устных. Основная цель исторической критики — выяснение степени достоверности источника. В ходе этой работы Бестужев-Рюмин выделял два этапа: внешнюю и внутреннюю критику, каждая из которых имела свои задачи и вырабатывала свои приемы.
Принципы исторической критики, поставленные в свое время Шлёцером и оказавшие позитивное влияние на развитие русской исторической науки, в чем-то уже устаревали, в чем-то совершенствовались и развивались дальше. Шлёцер, выдвинув требование "низшей" и "высшей" исторической критики, сам в поисках "очищенного" Нестора ограничивался первой — "малой критикой слов". Русские историки XIX в. переходили к следующему этапу критического изучения источников, ставя на первый план задачу познания сущности источника, выяснения того, насколько в источнике, как продукте определенной эпохи, отразился дух времени — самосознание общества. Все эти черты есть в источниковедческих работах Бестужева-Рюмина.
В круг задач внешней критики, говорил Бестужев-Рюмин, входило определение того, что имеет перед собой исследователь: подлинник или копию; написан ли памятник на родном языке или он является переводом. Если же изучается вещественный источник, то следует установить, в каком виде он дошел — в первоначальном или в перестроенном и т.п. Тот же принцип должен быть применен и при изучении преданий и песен — следует уметь определить их древнейшую основу и отличать ее от позднейших наслоений и т.д.
Внутренняя критика источника, считал Бестужев-Рюмин, тоже должна включать в себя несколько моментов. Прежде всего, это определение авторства — важна не столько конкретная личность автора, подчеркивал он, сколько его общественное положение, его связь с эпохой и выяснение того, чьи интересы он отразил в памятнике, с какой целью и когда его создал. Необходимо уточнять датировку источника — хронологическая точность нужна, чтобы не путать эпохи и не придавать им лишние черты и тем искажать их "настоящую физиономию".
Бестужевым-Рюминым ставился вопрос о важности для науки не только подлинных источников, но и ложных — они ценны для изучения "внутренней истории". Следует выяснить, из каких побуждений они создавались: из личного хвастовства или выгоды, из партийных ли интересов, для умышленного сокрытия истины или по каким иным причинам.
Насущной потребностью в области изучения источников Бестужев-Рюмин считал задачу их первичной обработки, систематизации и приведения в известность основных видов источников по русской истории с информацией об их особенностях и содержании.
Напомним бестужевскую схему классификации источников, в основу которой были положены внутреннее содержание и форма источника:
летописи;
отдельные сказания;
жития святых;
записи , письма;
памятники юридические и акты государственные;
памятники словесности: устной и письменной;
памятники вещественные;
сказания иностранцев.
Внутри этих основных видов источники подразделялись еще более детально. Каждой группе Бестужев-Рюмин давал развернутую характеристику, подчеркивая главные особенности памятников. Он указывал, какие приемы и методы исторической критики следует применять к данному конкретному типу источников, а также предостерегал от возможных ошибок. Отмечал он в каком состоянии дошел источник, характеризовал содержавшиеся в нем сведения и показывал, что может почерпнуть из него историк; говорил и о недостаточности или ограниченности сведений, содержавшихся в этих памятниках.
Систематизация источников, информация об их содержании и особенностях не были для Бестужева-Рюмина формальным делом. Он всегда подчеркивал, что источники важны не сами по себе, а тем, что они несут в себе и чем могут быть полезны для раскрытия главной цели исторического изучения. Через характеристику источников он проводил свои основные, концептуальные взгляды, связанные с его общим пониманием предмета и задач исторического исследования.
Серьезным предметом науки, называемой историей, должно быть изучение сложного явления, называющегося обществом, считал он. Отсюда целью истории является история народа и, главным образом, его внутренняя история, а задача историка состоит в изучении общества в разные эпохи. При конкретной характеристике источников Бестужев-Рюмин стремился показывать, насколько тот или другой вид источника может содействовать историку в решении его главной задачи—изучении общества.
Обязательный компонент характеристики источника — историографический. В работах ученого всегда содержатся указания на труды тех, кто проводил научную разработку памятников с точными исходными данными в подстрочных примечаниях. Тщательно собранные библиографические сведения представляют и в настоящее время большую ценность, так как многие названные им работы по ряду причин нередко выпадали из поля зрения современных исследователей, а знать об этих работах небесполезно.
Главный вывод Бестужева-Рюмина сводился к требованию всестороннего исследования источника любого вида с максимальным изучением всех других источников той же эпохи. Как бы ни был важен источник сам по себе, его всегда надо сопоставлять, проверять, подтверждать и дополнять другими документальными данными. Исторические факты для Бестужева-Рюмина не ограничивались только конкретными событиями. Исторический факт для него и идеи, и взгляды, и чувства, и впечатления людей известного времени, которые также требуют строго критического изучения.
Таким образом, Бестужев-Рюмин многопланово разрабатывал проблемы источниковедения — теоретически, конкретно-исторически, выступал публикатором, пропагандировал памятники старины, решал и чисто практические вопросы. Значительны заслуги Бестужева-Рюмина в деле подготовки кадров. Не случайно из его аудитории вышли крупные источниковеды: А.С.Лаппо-Данилевский, С.Ф.Платонов, М.Бережков, И.М.Гревс и многие другие. По его трудам учились не только его непосредственные ученики. Он открывал внутреннюю лабораторную работу исследователя над источником, обучал научным методам анализа, прививал вкус к кропотливой исследовательской работе. К.Н.Бестужев-Рюмин, безусловно, был выдающимся источниковедом своего времени.