Себестоимость продукции. Понятие. Калькулирование себестоимости продукции. Основные методы калькулирования себестоимости продукции (полное и
Себестоимость продукции предприятия устанавливается на основе классификации текущих издержек производства по калькуляционным статьям расходов.
Себестоимость продукции – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также иных затрат на её производство и реализацию. Себестоимость продукции – важнейший экономический показатель предприятия. Он характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
При полном калькулировании определяется полная себестоимость конкретных видов продукции расчетом прямых и распределением косвенных статей расходов. В этом случае для каждого проданного изделия известна его цена, полная себестоимость, а значит и прибыль от реализации. Прибыль от реализации всей продукции как сумма прибылей от реализации конкретных видов продукции.
При неполном калькулировании рассчитываются только технологическая
себестоимость изделия, включая лишь прямые статьи расходов. Полная
себестоимость каждой ед. продукции не определяется, поэтому механизм
формирования прибыли то реализации другой. Сначала по каждому изделию
определяют маржу – это разница между
ценой и неполной себестоимости изделия. Суммируя маржу по всем проданным
изделиям, определяют маржинальный доход. Прибыль от реализации всей продукции
определяют как разность между маржинальным доходом и суммой нераспределенных
косвенных статей расходов. У каждого метода калькулирования себестоимости
продукции своя сфера применения. Полное калькулирование преобладает в крупном
промышленном производстве.