информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Экономика / Экономика /

Государственный и муниципальный кредит

Гос(муниципальный) кредит- 1. Как экономическая категория-система отношений, возникающих в связи с привлечением гос-ом и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свлблдных денежных средств юридич и физ лиц, иностр гос-тв, международных организаций, иных субъектов международного права.

1. Как правовая каиегория-урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции гос-ом и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Принципы гос и муниц кредита:

-принцип возвратности- необходимость воевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёищиком

- принцип возмездности(платности)- заёмщик должен возвратить сумму полученных средств, а также уплатить проценты за пользование кредитом

- принцип добровольности – получение и предоставление гос(муниц) кредита не явл обязанностью

-принцип срочности- необходимость возврата кредита точно в срок, зафиксированный договором или соглашением

-принцип обеспеченности – необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заёмщиком принятых на себя обязательств

- принцип целевой направленности – предоставление кредита на определённые цели.ю выполнение которых контролируется.

Гос-во(муниц образование) в правоотношениях по кредиту:

-кредитор- эффективное использование свободных финансовых ресурсов

- заёмщик – аккумуляция дополнительных финансовых ресурсов

- гарант- обеспечение возвратности финансовых заимствований

Сроки предоставления гос и муниц кредита:

-краткосрочный- до 1 года

- среднесрочный- от1 до5 лет

- долгосрочный- от5 до 30 лет

Формы гос и муниц кредита:

- в денежной форме

-в товарной форме(услуги, работы)

- в смешанной(товарно-денежной) форме

Упр-е ГК в широком смысле – форм-ние одного из направ-й фин. политики гос-ва, которая находится в руках органов власти и упр-я гос-тва.

ГК - это одна из форм мобилизации ден. ресурсов гос-вом для выполнении своих ф-ций. Особ-тью ГК явл-ся его двоякая роль.

1) Он ориентирован глав.образом на форм-е ден. ср-в для покрытия дефицита бюджета.

2) Гос-во выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.

Наиболее распростр. Формой ГК явл-ся внутренние займы. Цель займа - покрытие дефицита бюджета. При этом дефицит бывает кассовый (несовпадение доходов и расходов по времени) и бюджетный. Как правило, поступления по ГК исп-ся на военные расходы, на содержание гос. аппарата, на соц. программы.

Единств. реал. источником возвращения ГК и % по нему явл-ся налоги. Поэтому займы наз-ют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми наперед. По своей эк. природе ГК, не представляя собой доход гос-ва, служит той же цели, что и доходы гос-ва. - покрытию расходов гос-ва.

Способами обеспеч-я исп-я по возврату бюдж. кредита могут быть только банк. гарантии, поруч-ва, залог имущ-ва.

ГК как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита.

Через распределительную функцию гос. кредита осущ-ся форм-е централиз. ден. фондов гос-ва или их испол-е на принципах сроч-ти, плат-ти и возврат-ти..

Регулирующая ф-ция ГК: вступая в кредитные отношения, гос-во воздей-ует на состояние ден. обращ-я, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на произв-во и занятость.
Контрольная функция тесно связана с деят-тью гос-ва и стоянием централиз. фонда ден. ср-в, охватывает движение ст-ти в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения ср-в, осущ-ется не только фин. стр-рами, но и кредитными институтами.
Упр-е ГД РФ осущ-ся Прав-вом РФ. Упр-е МД осущ-ся уполномоченным органом местного самоупр-я.
Просмотров: 795 | Дата добавления: 08.02.2016