НС – система отношений между гос-вом и н/плательщиком.
НС, ее разнообразие зависят от типов хоз. деят-ти и их орг-ции.
НС состоит из подсистем:
- правовая подсистема – законодательная база о налогах и сборах (основа – НК РФ);
- подсистема налогов и сборов – совокупность федерал., регион. и мест. Налогов, утвержденных законодательством;
- подсистема контроля – за соблюдением налог. законодательства. Вкл-ет: налог. органы, гос. внеб. фонды (ФОМС, ФСС, ПФ), тамож. органы.
- правоохранит. подсистема – ОВД, кот-ые обеспечивают безопасность, выявляют и предупреждают налог. правонарушения – ОБЕП.
- подсистема судопроизводства – существует для разрешения налог. споров;
- банковская подсистема – обеспечивает через кредитные организации перечисление или зачисление ден.ср-в.
НС включ взаимосогласованную сов-ть налогов, сборов и платежей, которые исп-ся в каждой стране для фин-ния гос б-та и внеб фондов (ФОМС, ПС)
Все изъятия в б-т и внеб фонды зависят от источников и форм доходов юр и физ лиц. Источники доходов бывают легальные и нелегальные.
Все действующие налоги и сборы в РФ делятся на три группы:
1. Федеральные: налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, ЕСН, гос.пошлина, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биол.ресурсов.
2. Региональные: Налог на имущество п/п, трансп. налог, налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги: на имущество физических лиц, земельный налог.
Правовая основа налоговой системы
Зак-во, которое регулирует в/отношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет включает в себя 4 категории норматив. актов различного статуса:
1 уровень:
- устанавливает основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов, порядок исполнения и возникновения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налоговых органов и н/плательщиков, виды и формы налогового контроля.
- определяет элементы для каждого налога, кроме налога на имущество ФЛ.
2 уровень – федер.законы и законы, нормативно-прав. акты, принятые законодат.органами власти
3 уровень – законы и НПА органов законодат.власти субъектов РФ.
4 уровень – НПА представит.органов местного самоуправления.
Все несоответствия относительно отношений по уплате налогов и сборов трактуются в пользу н/плательщика.
Принципы построения НС:
1). Принцип единства – предполагает проведение единой денежной, фин. и кредит. Политики;
2). Принцип подвижности – предполагает, что налоги могут быть оперативно изменены в сторону увеличения или уменьшения налог. бремени в зав-ти от необх-ти и возможности гос-ва;
3). Принцип стабильности – НС должна применяться в течение длит. времени;
4). Принцип множественности налогов – предполагает установление сов-ти дифференцированных налогов, причем нужно учитывать распределение налог. нагрузки по н/плательщикам;
5). Принцип исчерпывающего перечня налогов – на тер-рии гос-ва уст-ся единая система налогов, т.е. все налоги и сборы установлены гос. органами власти. Не допускается произвольное введение нов. налогов, кроме тех, кот-ые уст-ны НК.
Недостатки НС:
1. множественность налогов → теневая эк-ка, низкая фин.активность, низкие результаты деят-ти, возможность несостоятельности;
2. высокие ставки → см.1;
3. постоянные изменения законодат-ва → ошибки в расчетах налогов и штрафы;
4. большое кол-во налог.санкций → банкротство, ухудшение фин.состояния;
5. сложность исчисления налог.базы → ошибки, штрафы, трудоемкость;
6. необходимость ведения вместе с бухг учетом налог.учета → трудоемкость, затраты на ведение учета, необх-ть в доп.работниках, расхождения между данными учета;
7. наличие налогов, имеющих одинак.налог.базу → наличие двойного налогообложения, снижение эфф-ти деят-ти;
8. непроработанность законодат.базы.
НС, ее разнообразие зависят от типов хоз. деят-ти и их орг-ции.
НС состоит из подсистем:
- правовая подсистема – законодательная база о налогах и сборах (основа – НК РФ);
- подсистема налогов и сборов – совокупность федерал., регион. и мест. Налогов, утвержденных законодательством;
- подсистема контроля – за соблюдением налог. законодательства. Вкл-ет: налог. органы, гос. внеб. фонды (ФОМС, ФСС, ПФ), тамож. органы.
- правоохранит. подсистема – ОВД, кот-ые обеспечивают безопасность, выявляют и предупреждают налог. правонарушения – ОБЕП.
- подсистема судопроизводства – существует для разрешения налог. споров;
- банковская подсистема – обеспечивает через кредитные организации перечисление или зачисление ден.ср-в.
НС включ взаимосогласованную сов-ть налогов, сборов и платежей, которые исп-ся в каждой стране для фин-ния гос б-та и внеб фондов (ФОМС, ПС)
Все изъятия в б-т и внеб фонды зависят от источников и форм доходов юр и физ лиц. Источники доходов бывают легальные и нелегальные.
Все действующие налоги и сборы в РФ делятся на три группы:
1. Федеральные: налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, ЕСН, гос.пошлина, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биол.ресурсов.
2. Региональные: Налог на имущество п/п, трансп. налог, налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги: на имущество физических лиц, земельный налог.
Правовая основа налоговой системы
Зак-во, которое регулирует в/отношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет включает в себя 4 категории норматив. актов различного статуса:
1 уровень:
- устанавливает основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов, порядок исполнения и возникновения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налоговых органов и н/плательщиков, виды и формы налогового контроля.
- определяет элементы для каждого налога, кроме налога на имущество ФЛ.
2 уровень – федер.законы и законы, нормативно-прав. акты, принятые законодат.органами власти
3 уровень – законы и НПА органов законодат.власти субъектов РФ.
4 уровень – НПА представит.органов местного самоуправления.
Все несоответствия относительно отношений по уплате налогов и сборов трактуются в пользу н/плательщика.
Принципы построения НС:
1). Принцип единства – предполагает проведение единой денежной, фин. и кредит. Политики;
2). Принцип подвижности – предполагает, что налоги могут быть оперативно изменены в сторону увеличения или уменьшения налог. бремени в зав-ти от необх-ти и возможности гос-ва;
3). Принцип стабильности – НС должна применяться в течение длит. времени;
4). Принцип множественности налогов – предполагает установление сов-ти дифференцированных налогов, причем нужно учитывать распределение налог. нагрузки по н/плательщикам;
5). Принцип исчерпывающего перечня налогов – на тер-рии гос-ва уст-ся единая система налогов, т.е. все налоги и сборы установлены гос. органами власти. Не допускается произвольное введение нов. налогов, кроме тех, кот-ые уст-ны НК.
Недостатки НС:
1. множественность налогов → теневая эк-ка, низкая фин.активность, низкие результаты деят-ти, возможность несостоятельности;
2. высокие ставки → см.1;
3. постоянные изменения законодат-ва → ошибки в расчетах налогов и штрафы;
4. большое кол-во налог.санкций → банкротство, ухудшение фин.состояния;
5. сложность исчисления налог.базы → ошибки, штрафы, трудоемкость;
6. необходимость ведения вместе с бухг учетом налог.учета → трудоемкость, затраты на ведение учета, необх-ть в доп.работниках, расхождения между данными учета;
7. наличие налогов, имеющих одинак.налог.базу → наличие двойного налогообложения, снижение эфф-ти деят-ти;
8. непроработанность законодат.базы.
Просмотров: 728 | Дата добавления: 08.02.2016