Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее кол-во товаров, чем ниже их рыночная цена.
Непосредственные предпосылки закона спроса:
- уменьшение цены ведет к увеличению числа покуп-ей, к-ым данный товар становится доступным;
- один и тот же потреб-ль может позволить себе покупать большее кол-во подешев-го товара. Это явление принято называть эффект дохода, поскольку снижение цен равносильно увел-ю дохода потреб-ля;
- подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, к-ый в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров - эффект замещения.
Этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объёмом продукции, которую хотят купить потребители.
Неценовые факторы спроса. Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:
- доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;
- цены на другие товары (Р...Р), часть которых тесно связаны между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;
- вкусы покупателей (Т), на которые влияет изменчивая моды - национальные традиции;
- общее число покупателей или размер рынка (N);
- ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
- прочие факторы (В).
С учетом зависимости от этих факторов функция спроса принимает след. вид: Qd = f (I, P,T,N,W,B).
Предложение аналогично спросу можно опред-ть как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Следовательно величина предл-я - это кол-во товара, к-ое продавцы готовы произвести и продать в течение опред-го промежутка времени.
Закон предл-я: объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. м/у предл-ем и ценой сущ-ет прямая зависимость. Причины подобного характера связи м/у предложением и ценой обусловлены тем, что продавец яв-ся получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, к-ую получают произ-ли. Как и в случае со просом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего.
Неценовые факторы предложения. После выявления закономерностей, присущих главному фактору предложения - цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, Которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
· цены используемых ресурсов (Р);
· налоги и дотации (Т,S);
· ожидания продавцов(W);
· цены на другие товары(РП);
· число продавцов (N);
· прочие факторы (В).
С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид: Qs = f (P,K,P,T,S,W,N,B)
Равновесие на рынке достигается при установлении равн-й цены. Равновесная цена - при к-й объем спроса paвен объему предл-я.
Реальная цена > равн-ой => возникает излишек предл-я;
Цена < равнов-й => избыток спроса или недостаточное кол-во товара - дефицит.
Равн-ая цена, форм-щаяся в результате действия рын-ых конкурентных сил,выполняет важнейшие функ-и в эк-ке:
-информ-ую - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рын. эк.;
-нормирующую - она нормирует распред-е товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на произ-ля, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от произв-а. Тем самым нормируется спрос произ-ля на рес-ы;
-стимулирующую - она вынуждает произв-ля расширять или сокращать произв-о, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
Изменение объема предложения - движение вдоль линии предложения под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов.
Изменение предложения - сдвиг линии предложения при изменении факторов, влияющих на предложение, кроме цены данного товара.
Излишек потребителя - разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил.
Излишек производителя - разность межцу суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.
Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какой Q товара готовы купить покупатели:
а) при каждом данном уровне цен;
б) в конкретный период времени;
в) при неизменных прочих факторах.
Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от донной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.
Очевидно, что фактические рыночные цены не всегда совпадают с равновесными, т.е . рынок не всегда находится в состоянии равновесия, но он постоянно тяготеет к этому состоянию, или иначе состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.
Непосредственные предпосылки закона спроса:
- уменьшение цены ведет к увеличению числа покуп-ей, к-ым данный товар становится доступным;
- один и тот же потреб-ль может позволить себе покупать большее кол-во подешев-го товара. Это явление принято называть эффект дохода, поскольку снижение цен равносильно увел-ю дохода потреб-ля;
- подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, к-ый в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров - эффект замещения.
Этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объёмом продукции, которую хотят купить потребители.
Неценовые факторы спроса. Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:
- доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;
- цены на другие товары (Р...Р), часть которых тесно связаны между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;
- вкусы покупателей (Т), на которые влияет изменчивая моды - национальные традиции;
- общее число покупателей или размер рынка (N);
- ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
- прочие факторы (В).
С учетом зависимости от этих факторов функция спроса принимает след. вид: Qd = f (I, P,T,N,W,B).
Предложение аналогично спросу можно опред-ть как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Следовательно величина предл-я - это кол-во товара, к-ое продавцы готовы произвести и продать в течение опред-го промежутка времени.
Закон предл-я: объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. м/у предл-ем и ценой сущ-ет прямая зависимость. Причины подобного характера связи м/у предложением и ценой обусловлены тем, что продавец яв-ся получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, к-ую получают произ-ли. Как и в случае со просом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего.
Неценовые факторы предложения. После выявления закономерностей, присущих главному фактору предложения - цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, Которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
· цены используемых ресурсов (Р);
· налоги и дотации (Т,S);
· ожидания продавцов(W);
· цены на другие товары(РП);
· число продавцов (N);
· прочие факторы (В).
С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид: Qs = f (P,K,P,T,S,W,N,B)
Равновесие на рынке достигается при установлении равн-й цены. Равновесная цена - при к-й объем спроса paвен объему предл-я.
Реальная цена > равн-ой => возникает излишек предл-я;
Цена < равнов-й => избыток спроса или недостаточное кол-во товара - дефицит.
Равн-ая цена, форм-щаяся в результате действия рын-ых конкурентных сил,выполняет важнейшие функ-и в эк-ке:
-информ-ую - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рын. эк.;
-нормирующую - она нормирует распред-е товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на произ-ля, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от произв-а. Тем самым нормируется спрос произ-ля на рес-ы;
-стимулирующую - она вынуждает произв-ля расширять или сокращать произв-о, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
Изменение объема предложения - движение вдоль линии предложения под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов.
Изменение предложения - сдвиг линии предложения при изменении факторов, влияющих на предложение, кроме цены данного товара.
Излишек потребителя - разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил.
Излишек производителя - разность межцу суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.
Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какой Q товара готовы купить покупатели:
а) при каждом данном уровне цен;
б) в конкретный период времени;
в) при неизменных прочих факторах.
Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от донной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.
Очевидно, что фактические рыночные цены не всегда совпадают с равновесными, т.е . рынок не всегда находится в состоянии равновесия, но он постоянно тяготеет к этому состоянию, или иначе состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.
Просмотров: 2891 | Дата добавления: 08.02.2016